1. Выявите проблему
1.1 Конфликт в коллективе зачастую является проблемой системы, поэтому важно сразу принять, что от конфликта страдают все; ключевой вопрос не в том, кто виноват, а в том, что делать.
1.2 Сосредоточьтесь на поиске лучшего решения, а не на обсуждении недостатков сторон.
1.3 Принимайте и уважайте позицию каждого - каждый по-своему прав.
1.4 Будьте спокойны, внимательны, заботливы, уважительны и дружелюбны. Подчеркивайте, что вы сделаете все возможное, чтобы разобраться в ситуации и найти лучшее для всех решение.
1.5 Не следуйте своим эмоциям. Будет здорово, если вы своим примером сможете снизить градус напряженности с первых минут разговора со сторонами.
2. Выявите боли
2.1 Определите ключевые боли сторон конфликта. Имейте в виду, что когда кто-то испытывает боль, он может (не намеренно) преувеличивать ее интенсивность. Пожалуйста, относитесь к этому с пониманием, уважением и заботой.
2.2 Исходя из боли всех сторон конфликта, найдите общие ключевые болевые точки.
2.3 Направьте внимание участников на варианты решения ключевых вопросов.
2.4 Помните: стороны не являются врагами друг другу (ни до конфликта, ни во время, ни после него). Они члены одной команды, экипажа одного корабля (и зачастую к причинам конфликта, действительно, не имеют никакого отношения).
3. Сгенерируйте варианты решений
3.1 Прежде чем приступить к генерации вариантов разрешения конфликта, подчеркните, что важно искреннее партнёрство и вовлечённость каждого участника.
3.2 Основная цель на этом этапе — в ходе обсуждения сгенерировать как можно больше сильных идей. Для этого важна атмосфера уважения, заботы, благодарности и доброжелательности. Своим примером задавайте темп и формат обсуждения
3.3 Хвалите и благодарите за каждую идею, подчеркивайте важность.
3.4 Вовлекайте и объединяйте – пусть команда, как единый организм, ищет пути решения проблемы.
4. Оцените варианты решений
4.1 Модель разрешения конфликтов на основе интересов позволяет найти те ключевые точки пересечения интересов участников, которые могут оказать наибольшее влияние на общее взаимопонимание в команде. Поэтому при оценке вариантов лучше всего сразу выбирать те, которые одновременно помогут учесть интересы максимального числа участников.
4.2 Обратите внимание, что выбор вариантов – это прямая подготовка к их реализации, поэтому важно понимать, что варианты должны быть реально осуществимыми. Варианты без реализации не принесут пользы.
5. Внедряйте решения
5.1 Пожалуйста, помните: каким бы хорошим ни было решение, оно должно быть правильно реализовано. По моему опыту, именно на этом этапе теряется большое количество решений.
5.2 Пожалуйста, помните, что реализация — это всегда командная работа. План действий, сроки и т. д. – помогут пройти этот этап, соблюдая все необходимые условия.
5.3 Пожалуйста, помните, что реализация всегда требует времени и терпения. Будьте уважительны и дружелюбны, подчеркивайте первые положительные изменения и не обвиняйте, если изменения даются тяжело; для укоренения новой хорошей командной привычки требуется время
Ключевые мысли
1. Модель разрешения конфликтов, основанная на интересах, помогает не только разрешать конфликты, но и находить ключевые точки пересечения интересов между членами команды, что позволяет повысить эффективность совместной работы и быстрее достигать цели команды.
2. Мониторинг и постоянная генерация новых решений для соблюдения общих интересов позволяет заложить основу для создания эффективной самоорганизующейся системы. Когда каждый член команды чувствует, что его интересы уважают, он уделяет большее внимание интересам других; это формирует хорошую основу для предотвращения новых конфликтов.