1. Подготовьтесь
1.1 Хороший подход - обсудить формат предоставления обратной связи перед началом программы наставничества (во время знакомства, собеседования или первой сессии), а также другие важные вопросы. Чтобы наставничество способствовало достижению целей подопечного, односторонней обратной связи недостаточно – обратная связь должна быть взаимной. В самом начале пути обсудите, как часто, в каком формате будет предоставляться обратная связь, ваши внутренние правила обратной связи и т. д.
1.2 Свежий спокойный ум и теплота в сердце – важные атрибуты обратной связи. Если вы чувствуете, что сегодня трудный день, что у вас плохое настроение, не давайте сегодня обратную связь, отложите ее на другой день. Создайте культуру, в которой обратная связь — это радостное событие, помогающее обеим сторонам наставничества стать лучше.
2. Выберите подходящее место и время
2.1 Важно, чтобы во время сеанса обратной связи вы были наедине со своим подопечным. Не должно быть никого, кроме вас и вашего подопечного, никто не должен шуметь или отвлекать. 100% конфиденциальность — важное условие как для предоставления обратной связи, так и для наставничества в целом.
2.2 Хорошее самочувствие и настроение. Тон, которым вы даете обратную связь, ваш взгляд и другие невербальные сигналы могут существенно повлиять на то, как ее воспринимает подопечный. Пожалуйста, помните: важно не только то, что вы говорите, а то, как вы это говорите.
2.3 Помимо сеансов обратной связи, используйте быструю обратную связь. Эта обратная связь дается как можно быстрее после определенного конкретного действия подопечного.
3. Используйте сэндвич-метод
3.1 Сэндвич-метод позволяет сбалансировать воздействие отрицательной и положительной обратной связи в один и тот же момент времени. Не забывайте, что в основе - содержание и тон обратной связи, как положительной, так и отрицательной. В обоих случаях важно быть честным, уважительным, заботливым и дружелюбным.
3.2 Пожалуйста, не создавайте помехи для восприятия: иногда даже положительная обратная связь, сделанная равнодушным или грубым тоном, может причинить большой вред, а отрицательный обратная связь, произнесенная с любовью и теплотой, может дать подопечному необходимую поддержку и дозу уверенности в себе.
4. Будьте конкретны, направляйте на действия
4.1 Четкие и конкретные действия являются результатом правильной обратной связи. Неважно, как часто и сколько обратной связи вы даете — важно то, приведет ли это к реальным действиям и изменениям.
4.2 Будьте конкретны: не давайте обратную связь в общих чертах или фразах, которые можно интерпретировать по-разному.
4.3 Хорошие результаты дает быстрая обратная связь по конкретному действию – в момент/как можно скорее после выполнения действия. В этом случае большую роль играет время: важно, чтобы между действием и обратной связью не было задержки.
5. Слушайте подопечного и поощряйте диалог
5.1 Наставничество – это не игра в одни ворота, а партнерство; партнеры, объединенные общей целью, используют все имеющиеся у них возможности для ее достижения.
5.2 Взаимная обратная связь в наставничестве – залог крепких отношений и основа достижения целей подопечного.
5.3 Будьте искренне благодарны за любую обратную связь от вашего подопечного, которую вы получаете – она помогает вам стать лучше.
5.4. Внимательно слушайте своего подопечного; часто бывает, что он произносит оптимальное решение (сам того не замечая), ваша задача помочь ему это заметить; в такие моменты хорошие результаты приносит положительная обратная связь.
6. Следите за прогрессом
6.1 Мониторинг – это непрерывный процесс, роль которого часто недооценивается. Для того, чтобы хорошая привычка закрепилась в регулярных действиях, а плохая ушла, наставник должен внимательно следить за первыми всходами и того и другого и вовремя предоставлять обратную связь. Часто подопечный сам может не замечать/осознавать, что он делает, поэтому важно помогать ему в этом.
6.2 С теплотой, любовью и заботой поощряйте первые ростки хороших привычек.
6.3 С теплотой, любовью и заботой уверенно выкорчевывайте остатки старых/первые ростки новых вредных привычек.
Ключевые мысли
1. Умение правильно давать обратную связь во время наставничества нарабатывается годами теории и практики.
2. Обратная связь в наставничестве взаимна; взаимная обратная связь – один из ключей к крепким отношениям наставника и подопечного.
3. Обратная связь в наставничестве – это честность, уважение и открытость. Важно воспринимать обратную связь с радостью и благодарностью – это позволяет становиться лучше.
4. Обратная связь в наставничестве – это правильное время, место и настроение. Важно не только то, что вы говорите, но, как и при каких условиях вы это говорите.
5. Пожалуйста, давайте обратную связь о поведении, действиях, но не о личности самого подопечного.